Адыгея ноябрь 2014

IRHRXHEdRbc[1]

Текст: Иван Шарычев Фото: Илья Гусев

В начале ноября мне довелось побывать в замечательном горном краю. Западный Кавказ — удивительное место. Доступное для туристов, до сих пор почему-то остается в тени более популярных регионов. Надеюсь, что наш репортаж не оставит вас равнодушными. Изначально на тропу должны были выйти аж 17 человек, но как это обычно бывает, обстоятельства вносят свои коррективы.

Мы выехали поздним вечером пятницы. Впятером на стареньком Рэндж Ровере, который раскачивался как каравелла на волнах асфальта. Меняясь у штурвала, чтобы не останавливаться на сон мы в обед следующего дня достигли Майкопа, а от туда отправились на юг в строну села Новопрохладное. Это была та же дорога по которой мы пару лет назад ездили на плато Лаго-Наки, но немного не доезжая мы свернули влево. Началась грунтовка и через 15 километров мы прибыли в конечный пункт. Горное село уже потушило огни, перекликались собаки. Перед нами был пешеходный мост а дорога уходила бродом на другую сторону реки и вверх в гору. Здесь уже начинались предгорья, небольшие зачастую безымянные и заросшие лесом горы. Связи с основной группой не было, по договоренности мы должны были найти их где-то  выше по тропе. И предполагал, что далеко вверх уйти они не успели, забросились они тоже довольно поздно. Решили, что встанем лагерем недалеко от машины и рано утром попытаемся догнать. Ночью вовсю сыпал сырой снег, 100% влажности.

Встали рано и на скорую руку перекусив побежали вверх. Примерно через час догнали хвост группы. Но пока шли решили несколько изменить планы. Решили переехать в середину маршрута в горное село Никитино и пойти навстречу основной группе. Снегодождь и состояние грунтовок уговорили нас не пускаться в авантюру с заброской машины на финиш. В нашем случае было выгодно сходить радиальный маршрут. Попрощавшись с ребятами и договорившись встретится в горах, мы уехали назад. К вечеру добрались до Никитино, дорога вилась вдоль обрыва, всё было в облаках. То и дело срывались снежные заряды. Во всем чувствовалось приближение к серьезным горам. Никитино это небольшой поселок, большая часть жителей которого сдает комнаты или домики приезжим любителям гор и горной форели. В ущелье течет великолепная бурная река Малая Лаба. Неважнецкий прогноз на первые дни нашего приключения ухудшился: циклон завалил горы снегом. Местные жители говорили что скорее всего перевалы закрылись. Но я не верил- слишком уж мало снега, да и через пару дней погода должна была поменяться на теплую и солнечную. Заночевали в домике у гостеприимного дяди Сережи. Буржуйка работала как надо и быстро прогрела домик. Утро встретило нас солнышком и ясным небом. Ночью был заморозок, всё кругом было покрыто инеем. Мы выдвинулись к началу тропы. начать подъем в горы можно сразу из села, но было интересно прогуляться по солнечному берегу Лабы и мы дошли до моста в поселке Кировский. Немного вернувшись по левому берегу мы вышли на хорошо отмаркированную тропу. Синие метки выгорели на солнце, но нанесены они были довольно часто и проблем с навигацией не было, просто шли вверх. По пути нам попалась развилка левее были живописные водопады. Тем временем горы затянуло облаками, кругом было молоко. Метки на деревьях читались с трудом, да и тропа уже несколько раз терялась в завалах и осенней листве. Последние дни тут точно никто не ходил. Набрав примерно километр мы вышли на плато. Перед нами развернулась чудесная картина. Снег тут не таял, а иней на деревьях был такой толстый что казалось кругом кораллы. Одним словом зимняя сказка. Но наша легкая снаряга заставляла двигаться и мы бодро зашагали вперед. В это время световой день невелик и к пяти вечера нужно было четко понимать где и как ты разобьешь лагерь. Ненадолго выглянуло солнце, мы шли по хорошо наезженной лесовозной дороге. В голову приходили мысли о том что неплохо было бы найти грот или пещеру для ночевки. По ощущениям нам предстояла холодная ночь, солнце скрылось и начал тянуть противный ледяной ветерок. По опыту знаю, что разогревшись на ходу можно и не обратить на него внимание, но стоит остановиться и протягивает до костей. Кругом был известняковый карст и нам повезло! Справа от дороги зияла черная трещина — пещера. Бесстрашный Кит спустился туда и чрез пять минут дал сигнал о том что пещера вполне пригодна для ночевки. Огромная трещина в породе уходила в глубь безымянного холма напротив вершины Шапка. Пещера начиналась узким и невысоким лазом, приходилось сползать на попах. Но вскоре она расширилась и пол стал почти горизонтальным. Кое где на стенах были видны окаменелости, проглядывали молочные глазки кварца, небольшие сталагмиты и натёки рыжевато-охристого цвета.  Через 20 метров в трещине, по которой мы шли, попался огромный кусок породы который когда-то обрушился сверху и образовал низкий коридор. Под ним мы и решили заночевать. Камень как крыша закрывал нас от капели. В пещере было тепло, от нас валил пар. Попили чаю и немного перекусили. Было очень интересно пройти пещеру в глубь насколько это было возможно. Вечер все равно был долгим. Проход то сужался до узкой трещины, то расширялся до двух метров, потолок стал в разы выше и фонарь уже не везде добивал до него. В конце концов мы уперлись в огромный валун преграждавший нам путь. Перелезть его удалось по правой стороне, несколько трещин и узкие зацепы и мы на другой стороне. Здесь нас ждало озеро.Вода была кристально чистой. Набрали воды, и Кит (единственный участник с спелео и геологическим опытом ) решил пройти по озеру вглубь. Он ушел завязая в глинистом грунте. скоро он скрылся за поворотом и мы перестали видеть даже отблески его фонаря. Эхо донесло до нас новости — еще через 40 метров из озера поднималась огромная осыпь и за ней насколько хватало фонаря виднелась вода и еще одна осыпь. Дальше Кит не пошел, очень неудобно было карабкаться в тапочках, да и замерз он уже порядком. В озере нашлась полусдутая камера от трактора 1970г. выпуска. Возможно, что ее использовали как плотик.
Продолжение следует

Метки: , . Закладка Постоянная ссылка.